Инструмент Exposure в любом Raw-конвертере — обыкновенный обман. Потому что экспозиция это количество света, зафиксированное светочувствительным материалом. После съемки изменить экспозицию невозможно, т.к. нельзя изменить количество света, которое получает матрица. Но можно специальным образом обработать латентное изображение, чтобы лучше его проявить.
В пленочных процессах это воздействие называется Push/Pull и работает оно в отличии от цифровых аналогий нелинейным образом. Чтобы понять, как именно, нужно вспомнить, что темные области будущего позитивного изображения соответствуют низкой концентрации кристаллов галогенида серебра, а светлые — высокой. Соответственно, в процессе проявки негативной пленки сначала проявляются тени (низкая концентрация галогенидов), а для проявления светов (высокая концентрация галогенидов) нужно больше времени.
Push-процесс (перепроявка) не только повышает плотность негатива и, соответственно, общий уровень светлоты будущего изображения, но и повышает общий контраст фотографии —тени с Push и без проявляются примерно одинаково, а вот света пуш проявляют в большей степени. Примерно то же самое, только наоборот происходит при Pull-процессе (недопроявке) — тени остаются прежними, а вот света значительно недопроявляются. Тем самым в случае грамотного экспонирования (т.е. переэкспонирования с учетом будущей проявки) снижается общий контраст изображения и мы получаем больше деталей в светах (за счет Pull) и тенях (за счет переэкспонирования).
Визуально разницу между «цифровым пулом» (то, что в Lightroom некорректно называется "Exposure") и реальным пленочным Pull можно продемонстрировать на этом слайде из моего нового мастер-класса «Живая пленка». Вроде бы ничего сложного, но подавляющее большинство Raw-конвертеров и программ обработки не умеют так мягко работать с изображением.